Нижегородская Тепловозоремонтная Компания

8-920-016-95-14 teplovozremont@yandex.ru

Ремонт узлов и агрегатов

Дизели, Дизель-генераторы, Генераторы, Компрессоры.

Уход за дизелем и вспомогательным оборудованием тепловоза

Надежность, и долговечность работ дизеля зависят прежде всего от соблюдения режима смазки и охлаждения, а также от умения обслуживающего персонала своевременно обнаружить и устранить неисправности.

В системах дизеля предусмотрены автоматические устройства защиты от перегрева масла и охлаждающей воды, от утечки воды из системы, а также от падения давления масла. Тем не менее необходимо строго следить за этими параметрами и вовремя принимать меры, не допуская работы дизеля с температурой воды и масла ниже или выше допустимых. Температура масла и воды зависит от нормальной работы автоматики холодильника и настройки режима протекания охлаждающей воды через секции холодильника, а также от степени загрязнения секций. Давление масла зависит от его температуры и исходной вязкости, исправности трубопроводов и может быть ненормальным из-за недостаточного уровня масла в картере.
Неисправности в работе дизеля обнаруживаются по отклонениям в параметрах его работы, по ритму и шуму работающего дизеля, а также осмотром его состояния во время и после работы. Все замеченные неисправности немедленно при первой возможности необходимо устранить, так как любая оставленная неисправность тепловоза или его узла может привести к серьезной аварии.
Очень важно для надежности и долговечности работы дизеля квалифицированное и своевременное выполнение технического обслуживания и текущих ремонтов. При их проведении необходимо тщательно контролировать состояние крепежа. Кроме того, необходимо особое внимание уделять чистоте деталей и узлов дизеля, обеспечению плотности сопрягаемых поверхностей, затяжке крепежа и правильной установке зазоров, регулировке рычажной передачи от регулятора частоты вращения вала дизеля и предельного выключателя к отсечным валикам топливных насосов.

Записи в формуляре дизеля производите в следующих случаях:
— после каждого регулирования и аварии или повреждения;
— при сдаче в ремонт;
— после каждого ремонта;
— после консервации и расконсервации.

При пожаре на тепловозе немедленно остановите дизель. Во избежание ожогов при открытии индикаторных кранов не становитесь против них.

Запрещается: обтирать движущиеся части дизеля во время его работы; при осмотре внутренних полостей дизеля применять для освещения электролампы без защитных приспособлений, без разрешения завода-изготовителя нарушать установку упорного винта, ограничивающего максимальную подачу топлива, до истечения срока гарантии дизеля (винт опломбирован заводом-изготовителем).

Сборку и регулировку отдельных узлов дизеля производится согласно Инструкции по эксплуатации и обслуживанию дизеля 6ЧН 21/21 (21 ЕД-З).

Порядок замены масла дизеля 

После остановки дизеля необходимо сразу спустить масло из поддона, фильтров, трубопроводов, отвернув сливные вентили. Затем промойте днище поддона дизеля наливом через заливочную горловину 5—10 л дизельного топлива с одновременным его спуском. После этого закройте сливные вентили и залейте масло согласно карте смазки.

Регулировка частоты вращения коленчатого вала дизеля

На тепловозе установлен восьмипозиционный прибор (рис. 62), при помощи которого осуществляется управление частотой вращения коленчатого вала во время работы дизеля путем изменения степени сжатия пружины всережимного регулятора. Корпус восьмипозиционного прибора имеет гидравлическую и пневматическую части. В гидравлической части корпуса размещен поршень демпфера 10 и регулировочный болт 13, при помощи которого изменяется скорость подъема толкателя. В пневматической части прибора имеется одна общая цилиндрическая гильза 8, в которой под действием сжатого воздуха перемещаются рабочие поршни 2, З, 4 с резиновыми уплотнительными манжетами. Эти манжеты нужно смазывать не реже одного раза в месяц смазкой ЖТК3-65 (ТУ 32-ЦТ-546-78). Масло в прибор заливайте через отверстие, закрытое пробкой 28, до выливания его из открытой пробки 20. Воздух под поршни подается при помощи трех электропневматических вентилей, к которым подводится воздух из воздушной магистрали. Вентили включаются при вращении штурвала машиниста по позициям в определенной комбинации в соответствии с диаграммой замыкания контактов на контроллере.

Регулировка частоты вращения коленчатого вала дизеля маневрового тепловоза

Частоту вращения коленчатого вала дизеля регулируйте следующим образом. Предварительно установите шаровой поводок тяги на расстоянии одной трети от нижней части прорези рычага 24 прибора. Изменением длины тяги установите рычаг регулятора в крайнее правое положение. Затем проверьте перемещение рычага регулятора по позициям штурвала на неработающем дизеле. Давление воздуха в системе управления должно быть не менее 0,6 МПа (б кгс/см2). При этом во избежание поломки шаровых поводков нельзя допускать, чтобы рычаг регулятора ложился на упор максимальной частоты вращения вала дизеля. На 8-й позиции между рычагом и упором должен быть зазор 0,05—0,2 мм.

Если рычаг регулятора ложится на упор раньше, чем на 8-й позиции, опустите шаровой поводок в прорези рычага 24 прибора и, наоборот, поднимите его, если на 8-й позиции рычаг регулятора не доходит до упора максимальной частоты вращения вала. После этого пустите дизель и проверьте получившуюся частоту вращения вала на холостом ходу, которая должна быть (600±20) об/мин. При несоответствии частоты вращения вала дизель остановите и перемещением шарового поводка в прорези рычага добейтесь такого положения рычага регулятора и длины тяги 17, при которых обеспечивается необходимая частота вращения вала на холостом ходу и установка рычага регулятора на упор максимальной частоты вращения вала на 8-й позиции штурвала машиниста.

При работе тепловоза на стоповом режиме второго гидротрансформатора (тепловоз должен быть заторможен автоматическим и ручным тормозами во избежание его движения) частота вращения вала дизеля (п) по позициям должна соответствовать следующим данным (вентилятор холодильника при этом должен быть включен, а компрессор выключен).

Номер позиции 0 600±20 | 1 600±40 | 2 750±40 | 3 850±40
п, об/мин.

Номер позиции 4 950±40 | 5 1050±40 | 6 1150±40 | 7 1250±40 | 8 1370±40
п, об/мин.

Регулирование регулятора давления ЗРД и уход за компрессором

Компрессор должен поддерживать давление воздуха в главных резервуарах 0,75—0,9 МПа (7,5—9,0 кгс/см2). Эту функцию выполняет регулятор давления № 3РД (см. рис. 45), который при повышении давления в питательной магистрали до 0,9 МПа (9,0 кгс/см2) пропускает воздух в клапан холостого хода, соединяющий компрессор с атмосферой.

Регулирование регулятора давления ЗРД и уход за компрессором маневрового тепловоза

При давлении в питательной магистрали 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) регулятор давления отключает клапан холостого хода, включая в работу компрессор.
Предельные давления воздуха в главных резервуарах регулируйте так: как только давление в главных резервуарах будет 0,9 МПа (9,0 кгс/см2), вращайте регулировочный стержень 5 против часовой стрелки до тех пор, пока выключится компрессор. Как только давление в главных резервуарах упадет до 0,75 МПа
(7,5 кгс/см2), следует вращать правый стержень 9 по часовой стрелке до момента включения компрессора. Затем стержни 5 и 9 необходимо закрепить контргайками.

Длительная нормальная работа компрессора может быть обеспечена только при внимательном ежедневном наблюдении за его работой, а также при своевременном устранении неисправностей и принятии профилактических мер для их предупреждения. Уровень масла в картере компрессора в процессе эксплуатации должен быть в пределах рисок на щупе. Заправляйте его чистой, хорошо профильтрованной смазкой. Во время эксплуатации следите за сохранением величины зазоров между сопрягаемыми деталями и чистотой каналов, по которым поступает смазка к подшипникам. Увеличение зазоров сопровождается появлением стуков.  Для обеспечения нормальных условий работы деталей, кривошипно-шатунного механизма во время эксплуатации не допускайте полной нагрузки нового или отремонтированного компрессора без предварительной обкатки, а также продолжительной работы при перегрузке, перегрева и работы с ненормальными стуками и шумом.

Уход за клиноременной передачей

Новые ремни, поступающие в эксплуатацию, перед установкой подвергните предварительной вытяжке грузом 30 кг и укомплектуйте их по длине, так как в противном случае они будут работать с разной нагрузкой и преждевременно могут выйти из строя. Согласно ГОСТ 1284—80 максимальная разница между длиной ремней одного и того же комплекта не должна быть более 5 мм.

Комплектуя ремни по длине, рекомендуется применять приспособление, изображенное на рис. 65. Комплектовать ремни можно также на двух шкивах, расположенных по вертикали, причем к нижнему шкиву (в зависимости от площади сечения ремня) подвешивают груз определенной массы. Так, для профиля ремней Б и В необходимо подвесить груз от 50—200 Н (5—20 кгс). Комплектация новых ремней с ремнями, бывшими в эксплуатации, не допускается.

Уход за клиноременной передачей маневрового тепловоза

Перед установкой новые ремни выдержите в течение 2—3 суток в температурных условиях, соответствующих температурным условиям дизельного помещения, и очистите от пыли и грязи. При вращении шкива ремни надевайте вручную — сначала на ведущий шкив, затем на ведомый; при монтаже можно пользоваться деревянными наводками, соблюдая осторожность, чтобы не порвать ремни. При надевании на шкив запрещается растягивать ремни ломиком или другими предметами.

Уход за муфтами привода гидропередачи и компрессора

В процессе эксплуатации строго соблюдайте правила ухода за соединительными муфтами приводов, так как это обеспечит надежную работу не только самих муфт, но и повлияет на надежность соединяемых агрегатов и отсутствие вибрации.

Прежде всего необходимо, чтобы соблюдалась точность центровки дизеля с гидропередачей. При перестановке агрегатов нормы на центровку: допускается несоосность не более 0,3 мм, перекос осей не более 0,3 мм на диаметре 230 мм.  В процессе эксплуатации из-за просадки амортизаторов дизеля и деформации рамы допускается изменение точности центровки: несоосности до мм, перекоса осей до мм на диаметре 230 мм.

ВНИМАНИЕ! Первую проверку точности центровки «дизель — компрессор» проводите на первом гидропередача» и «дизель ТР-1, последующие — на каждом ТР-2. Строго соблюдайте эти сроки для надежной работы муфт.  При увеличенной вибрации дизеля, повышенном нагреве или износе резиновых элементов соединительных муфт проведите внеочередную проверку центровки дизеля с УГП и дизеля с компрессором. Исходная точность центровки дизеля и компрессора: несоосность 0,2 мм, перекос 0,2 мм на диаметре 200 мм. В эксплуатации допускается работа компрессора с несоосностью до 0,4 мм и перекосом 0,4 мм на диаметре 200 мм. Проверку центровки агрегатов производите на прямом участке пути.